Ю. М. Лотман
Куклы в системе культуры
// Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- Т.I. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллинн: Александра, 1992. - С.377-380.
Каждый существенный культурный объект, как правило, выступает в двух обличиях: в своей прямой функции, обслуживая определенный круг конкретных общественных потребностей, и в "метафорической", когда признакики его переносятся на широкий круг социальных фактов, моделью которых он становится.
Мы связываем со словом "машина" определенные научно-технические представления. Однако, когда мы читаем слова Анны Карениной о ее муже "злая машина" или говорим "бюрократическая машина", мы пользуемся понятием "машина" как моделью широкого круга разнообразных явлений, по сути дела, никакого отношения к машине не имеющих. Можно было бы выделить целый ряд таких понятий: "дом", "дорога", "хлеб", "порог", "сцена" и т.д. Чем существеннее в системе данной культуры прямая роль данного понятия, тем активнее его метафорическое значение, которое может вести себя исключительно агрессивно, порой становясь образом всего сущего. Кукла принадлежит к таким коренным понятиям. Для того чтобы понять "тайну куклы" (1), необходимо отграничивать исходное представление "кукла как игрушка" от культурно-исторического - "кукла как модель".
Только на основе такого разделения можно подойти к синтетическому понятию "кукла как произведение искусства".
Кукла как игрушка, прежде всего, должна быть отделена от, казалось бы, однотипного с нею явления статуэтки, объемного скульптурного изображения человека. Разница сводится к следующему. Существуют два типа аудитории: "взрослая", с одной стороны, и "детская", "фольклорная", "архаическая", с другой. Первая относится к художественному тексту (2) как получатель информации: смотрит, слушает, читает, сидит в кресле театра, стоит перед статуей в музее, твердо помнит: "руками не трогать", "не нарушайте тишину" и уж конечно "не лезьте на сцену" и "не вмешивайтесь в пьесу". Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в нее пальцами, говорит за нарисованных людей, в пьесу вмешивается, указывая актерам, бьет книжку или целует ее (3). В первом случае - получение информации, во втором - выработка ее в процессе игры. Соответственно меняется роль и удельный вес трех основных элементов - автора - текста - аудитории. В первом случае вся активность сосредоточена в авторе, текст заключает в себе все существенное, что требуется воспринять аудитории, а этой последней отводится роль воспринимающего адресата. Во втором вся активность сосредоточена в адресате, роль передающего имеет тенденцию сокращаться до служебной, а текст - лишь повод, провоцирующий смыслопорождающую игру. К первому случаю принадлежит статуя, ко второму - кукла. На статую надо смотреть - куклу необходимо трогать, вертеть. Статуя заключает в себе тот высокий художественный мир, который зритель самостоятельно выработать не может. Кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры. Поэтому излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию слишком большая подробность вложенного в нее сообщения ей вредит. Известно, что радующие взрослых дорогие "натуральные" игрушки менее пригодны для игры, чем схематические самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения. Статуя - посредник, передающий нам чужое творчество, статуя требует серьезности, кукла - игры.
Эта особенность куклы связана с тем, что, переходя в мир взрослых, она несет с собою воспоминания о детском, фольклорном, мифологически и игровом мире. Это делает куклу не случайным, а необходимым компонентом любой зрелой "взрослой" цивилизации. Однако, тяготея к упрощению, кукла может переносить в сферу игры и воображения не только мат, риальные элементы (оторванные руки или ноги, замена лица тряпочкой не создает препятствий для игры), но и элементы поведения: ей не нужно говорить - играющий говорит и за нее, и за себя; ей не нужно двигаться - она может неподвижно лежать, а играющий будет играть, что она ходит, бегает и летает. В этом смысле двигающаяся кукла - заводная игрушка или театральная кукла - представляет собой некое противоречие, шаг от куклы-игрушки к более сложным видам культурного текста.
Движущаяся кукла, заводной автомат, неизбежно вызывает двойное отношение: в сопоставлении с неподвижной куклой активизируются черты возросшей натуральности - она менее кукла и более человек, но в сопоставлении с живым человеком (4)резче выступает условность и ненату-ральность. Чувство неестественности прерывистых и скачкообразных движений возникает именно при взгляде на заводную куклу или марионетку, в то время как неподвижная кукла, чье движение мы себе пред-ставляем такого чувства не вызывает. Особенно наглядно это в отношении выражения лица: неподвижная кукла не поражает нас неподвиж-ностью своих черт, но стоит привести ее в движение внутренним механизмом - и лицо ее как бы застывает. Возможность сопоставления с живым существом увеличивает мертвенность куклы. Это придает новый смысл древнему противопоставлению живого и мертвого. Мифологические представления об оживании мертвого подобия и превращении живого существа в неподвижный образ универсальны. Статуя, портрет, отраже-ние в воде и зеркале, тень или отпечаток порождают разнообразные сюжеты вытеснения живого мертвым, раскрывающие сущность понятия "жизнь" в той или иной системе культуры. Появление в исторической жизни, начиная с Ренессанса, машины как новой и исключительно мощной общественной силы породило и новую метафору сознания: машина стала образом жизнеподобной, но мертвой в своей сути мощи. В конце XVIII в. Европу охватило повальное увлечение автоматами. Сконструированные Вокансоном заводные куклы сделались воплощенной метафорой слияния человека и машины, образом мертвого движения. Поскольку это время совпало с расцветом бюрократической государствен-ности, образ наполнился социально-метафорическим значением. Кукла оказалась на скрещении древнего мифа об оживающей статуе и новой мифологии мертвой машинной жизни. Это определило вспышку мифо-логии куклы в эпоху романтизма.
Таким образом, в нашем культурном сознании сложилось как бы два лица куклы: одно манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью. Первое глядится в мир фольклора, сказки, примитива, второе напоминает о машинной цивилизации, отчуждении, двойничестве.
Таков исходный материал "мифологии куклы", с которым приходится иметь дело создателю куклы как произведения искусства. Ни одна из названных выше ассоциаций не предопределяет автоматически того, что сделает с куклой художник. Как всякий материал искусства, эта исходная мифология может быть сдвинута, использована в прямом виде или пол-ностью преодолена. Материал никогда не предопределяет содержания произведения, но он всегда значим и, вступая в отношение со всей художественной структурой текста, становится фактом искусства.
Специфика куклы как произведения искусства (в привычной нам системе культуры) заключается в том, что она воспринимается в отно-шении к живому человеку, а кукольный театр - на фоне театра живых актеров (5). Поэтому если живой актер играет человека, то кукла на сцене играет актера (6). Она становится изображением изображения. Эта поэтика удвоения обнажает условность, делает предметом изображения и самый язык искусства. Поэтому кукла на сцене, с одной стороны, иронична и пародийна, а с другой, легко становится стилизацией и тяготеет к эксперименту. Кукольный театр обнажает в театре театральность. Когда театральное искусство достигает столь высокой степени натуральности, что ему приходится напоминать себе и зрителю о сценической специфике, народное искусство кукольного театра становится одним из образцов для живых актеров. В периоды же, когда театр стремится преодолеть условность и видит в ней свой первородный грех, кукольный театр оттесняется на периферию искусства - возрастную и эстетическую.
Искусство второй половины XX в. в значительной мере направлено на осознание своей собственной специфики. Искусство изображает искусство, стремясь постигнуть границы своих собственных возможностей.
Это выдвигает искусство куклы в центр художественной проблематики времени, а скрещение в нем ассоциаций со сказкой (мир детский и народный) и образцов автоматической, неживой жизни открывает исключительный простор для выражения вечно живых проблем современного искусства.
Антитезы живого/неживого, оживающего/застывающего, одухотворенного/механи-ческого, мнимой жизни / жизни подлинной находят столь широкое и разнообразное отражение в проблемах современного искусства, что делается очевидным, в какой мере неосторожно отводить кукольному театру периферийное место в общей системе сценического творчества.
"Кукольность" как особый тип игры живого актера, создающий эффект мертвенности, автоматизма, получала самое широкое применение в различных режиссерских трактовках. Широкие возможности несет соеди-нение игры живых актеров с масками и куклами, столь характерное для обрядов и народного театра во многих его национальных традициях. При этом следует учитывать, что комплекс "кукольности" составляется в театре живых актеров из двух компонентов: лица-маски и прерывистости совершающихся толчками движений. Это создает возможность внутреннего конфликта, также хорошо известного в ряде национальных традиций народного театра и карнавала: сочетания лица-маски и контраста его неподвижности бурных, бешеных "живых" движений.
Хорошо известный эффект оживания статуи Командора показывает, что совмещение живого актера и статуи-автомата (куклы) может порождать не только комический или сатирический, но и глубоко трагический комплекс впечатлений.
Однако кукла может нести и эмоционально противоположный заряд, ассоциируясь с игрой и весельем народного балагана и с поэзией детской игры. Наконец, особую и еще не исследованную художественную сферу составляет кукла в мультипликационном кинематографе, где ее эстетическая природа контрастно сопоставляется, с одной стороны, с привычным кинематографом, а с другой - с необъемной мультипликацией.
От первой игрушки до театральной сцены человек создает себе "второй мир", в котором он, играя, удваивает свою жизнь, эмоционально, эстетически, познавательно ее осваивает. В этой культурной ориентации стабильные игровые элементы - кукла, маска, амплуа - играют огромную социально-психологическую роль. Отсюда - исключительно серьезные и широкие возможности, присущие кукле в системе культуры.
ПАПЬЕ-МАШЕ
Когда я слышу слово папье-маше, то передо мной сразу встает образ корявого ярко-красного помидора, который я когда-то сделала на уроке труда. Сейчас трудно сказать, почему в качестве прообраза я выбрала именно помидор, - возможно, он показался мне наиболее легким вариантом изготовления поделки из папье-маше, с которым смогли бы справиться мои неумелые тогда руки. В то время я и представить не могла, насколько разнообразным может быть папье-маше и сколько всяких полезностей можно сделать при помощи этого вида рукоделия, которое ко всем прочим своим достоинствам является еще очень недорогим вариантом производства оригинальных и эксклюзивных изделий, о чем сегодня мы и расскажем в нашей статье.
Что такое папье-маше?
Папье-маше представляет собой легко поддающуюся формированию массу, которую получают из смеси волокнистых материалов (картон, бумага) с клеящими веществами (гипс, крахмал и т.п.). С технической точки зрения папье-маше можно рассматривать как композитный конструкционный материал, являющийся предшественником современной древесноволокнистой плиты. А все потому, что папье-маше так же, как ДВП, состоит из целлюлозных волокон и небольшого количества клея.
Немного из истории папье-маше
Папье-маше появилось во Франции еще в начале XVI века, где изначально его использовали для изготовления кукол. В переводе с французского «papier mаchе» означает «жеваная бумага». Несколько позже во второй половине XVII века интерес публики начали привлекать импортныеяпонские и китайские декоративные изделия, что послужило серьезным толчком к развитию папье-маше в Европе.
В России папье-маше стало популярным предположительно в эпоху Петра I, который оказал немалое влияние на развитие различных ремесел, а также ввел в моду коллекционирование разнообразных предметов искусства. Однако на уровень промышленного производства художественных изделий папье-маше вышло только в XIX веке, когда в Холуе, Палехе и Федоскино начали выпускать лаковые миниатюры. К этому времени можно отнести и расцвет производства изделий из папье-маше во всем мире. Так, на британских островах, во времена королевы Виктории, существовало порядка 25 компаний, специализирующихся на выпуске таких изделий. Одними из самых известных мастеров этого периода были Bettridge и Jennings из Бирмингема, владеющие собственными магазинам в Нью-Йорке и Лондоне.
Где применяют папье-маше
Из папье-маше можно изготавливать самые разнообразные предметы и аксессуары: игрушки, новогодние украшения,шкатулки, табакерки, вазы, маски, муляжи, рамы для зеркал, театральную бутафорию и т.д. В отдельное звено можно вынести посуду из папье-маше: тарелки, чашки, кружки, миски, супницы, подносы, салатницы. Кроме того, папье-маше используют для изготовления различных украшений и бижутерии – бус, браслетов, сережек, заколок, брошек, кулонов и др.
В некоторых случаях из папье-маше производятсветильники и мебель, которые на первый взгляд совсем не отличаются от настоящих. Тумбочки, комоды, банкетки, пуфики, кресла, столы, кровати и многое другое – все это возможно выполнить из бумаги. Также папье-маше можно использовать для создания таких элементов интерьера как архитектурная лепнина для потолков и стен, декоративные колонны и стеновые панели.
Технологии изготовления папье-маше
В общей сложности можно выделить три основных технологии изготовления изделий из папье-маше.
Суть первой технологии заключается в послойном наклеивании небольших кусочков мокрой бумаги на какую-то определенную форму. Классическая техника папье-маше предполагает нанесение от нескольких до ста слоев бумаги. Раньше для этой цели обычно использовали крахмальный или мучной клейстер, в то время как сегодня чаще всего применяют поливинилацетатный клей. Для создания папье-маше используют газетную бумагу и гипсовые формы, а для создания сферических форм – воздушные шарики. В некоторых случаях среди слоев бумаги пропускают слои марли или ткани, то есть производят армирование, что делает изделие более крепким на разрыв. Второй способ изготовления состоит в формировании изделий из жидкой бумажной массы. Разрезанную на маленькие кусочки бумагу заливают горячей водой и выдерживают в теплом месте в течение суток. Затем полученную смесь кипятят, отжимают, разрыхляют и высушивают. Готовый состав тщательно перемешивают с мелом, после чего при непрерывном помешивании добавляют в него клей до тех пор, пока не получится пластичное глиноподобное тесто. В качестве клея, как правило, используют смесь столярного клея и крахмального клейстера. Готовое тесто помещают в заранее приготовленную форму либо наносят слоем на поверхность формы, после чего выдерживают до полного высыхания, что может занять 1-5 суток в зависимости от температуры в помещении. Сушить изделие следует только при комнатной температуре, так как при сушке на батарее оно может покрыться трещинами. Существует и несколько другой вариант изготовления бумажной массы для папье-маше. Куски газеты замачивают на ночь в воде. Затем воду сливают, а массу кипятят в новой чистой воде до тех пор, пока волокна бумаги не начнут разрушаться. Обычно это занимает не более 30 минут. После окончания кипячения излишки воды сливают, а массу разминают до полного разрушения волокон, после чего перемешивают ее с клеем до получения глинообразной консистенции. Также для изготовления изделий из папье-маше по второму способу можно использовать картонные лотки из-под яиц. Для этого лотки разрывают на кусочки, заливают кипятком и оставляют на сутки, после этого добавляют немного воды, помещают смесь в миксер и размельчают. Готовую массу отжимают через марлю или ткань, добавляют одну часть ПВА и две части обойного клея, и тщательно перемешивают – смесь должна получиться клейкой и однородной, но при этом не приставать к рукам. Третий способ изготовления изделий из папье-маше заключается в склеивании пластин плотного твердого картона под давлением. Полученное изделие грунтуют и раскрашивают.
Рецепты клея для папье-маше
• 1 ст. пшеничной муки и 1 ст. воды хорошо взбейте венчиком в миске. Добавьте еще 2 ст. воды и хорошо перемешайте до получения однородной массы. Смесь перелейте в кастрюлю, поставьте ее на огонь и доведите до кипения при постоянном помешивании. Готовый клейстер остудите, и если вы не будете его использовать сразу, то укутайте кастрюлю полиэтиленовой пленкой и поставьте ее в холодильник. Клейстер может храниться несколько дней.
• В миску насыпьте необходимое количество картофельного крахмала (муки) и залейте его небольшим количеством воды. Затем тщательно перемещайте до получения густого сметанообразного состояния. В полученную смесь тонкой струей при непрерывном помешивании влейте крутой кипяток – его нужно влить столько, чтобы раствор по консистенции был близок к жидкой сметане. Теперь остудите готовый клей. Если вы все сделали правильно, то масса должна получиться прозрачной и студенистой. • Этот вид клея называется декстриновый клей. Для его приготовления вам потребуется нагреть сухой картофельный крахмал на железном листе при температуре 400°С, в результате чего он превратится в полупрозрачные коричневые комки, которые нужно размолоть в порошок. Теперь готовим клей: 10 г крахмального порошка и 2 г сахара (необязательный компонент) разводят в 20-25 см³ холодной воды - и клей готов.
Как сделать папье-маше своими руками
Сначала необходимо определиться с формой будущего изделия из папье-маше. Причем, если вы предполагаете, что форма останется внутри изделия, то ее необходимо смазать клеем. Если же форма впоследствии будет извлекаться, то ее нужно смазать вазелином или растительным маслом (иногда используют полиэтиленовую пленку, так как она не оставляет остатков, но может спровоцировать появление складок в текстуре папье-маше), и клеить первый слой бумаги прямо на него. В классическом варианте изготовления папье-маше газету или бумагу рвут на маленькие кусочки руками, однако сегодня нередко используют и ножницы. Готовыми кусочками нужно оклеить всю поверхность формы – это будет первый слой папье-маше. Затем смазываем первый слой клеем и сверху наклеиваем второй слой. Для того, чтобы не запутаться где и какой слой заканчивается, для второго слоя можно взять бумагу другого цвета.
Далее по аналогии оклеиваем форму еще несколькими слоями бумаги. Кусочки бумаги могут иметь и более крупные размеры, тогда дело будет двигаться быстрее. Но в этом случае куски бумаги нужно сначала опустить в миску с клеем, дать им намокнуть, а затем еще желательно помять их в руках, чтобы они плотно покрыли поверхность, собравшись в складки. Получившиеся складки нужно хорошенько разгладить руками. Если же вы решили сделать папье-маше из бумажной массы, то простор фантазии здесь неограничен. Данный процесс несколько напоминает лепку из пластилина или глины. Вы можете вылепить практически все, что пожелаете – от простейшей копилки до замысловатой статуэтки. Готовое изделие из папье-маше желательно обработать мелкой шкуркой, затем прогрунтовать при помощи шпаклевки на основе латекса или воды (шпаклевку на масляной основе использовать не стоит), а потом украсить по собственному усмотрению: разрисовать, наклеить аппликации, покрыть лаком. Если вы хотите получить глянцевую поверхность, то используйте масляные или алкидныекраски, для получения матовой поверхности – темперные краски. Однако если на окрашенную темперой поверхность вы нанесете бесцветный лак, то она тоже будет блестеть. А вот акварель и гуашь для раскраски папье-маше лучше не использовать (не смотря на то, что именно этому многих из нас учили в школе), так как эти краски имеют свойство пачкаться и стираться. Исключения составляют только те изделия, поверхность которых после нанесения гуаши или акварели покрывается лаком. Кстати сказать, можно не только разрисовать готовое изделие из папье-маше, но и заблаговременно сделать его цветным. Причем сложного тут, как отмечает Ремонт позитивный, ничего нет: в процессе приготовления к бумажной массе подмешивают хорошо разведенный раствор анилиновой краски. Особую актуальность этот способ окрашивания носит при изготовлении таких часто используемых предметов, как пеналы и шкатулки – даже если их углы «оботрутся», они не будут выбиваться из общего цветового решения изделия. |
Кукла моего самого любимого мастера Натальи Богдановой "Тебе"
Кукла Натальи Богдановой "Страсть"
Кукла Натальи Богдановой "Ветер"
А вот такие шедевры делает из папье-маше Наталья Лопусова-Томская
Мастер-класс Ирины Дейнеко по каркасу и телу куклы.
Об авторе: Ирина Дейнеко – художник авторской куклы из Санкт-Петербурга.
Я много лет проработала на к/с «Ленфильм» и осталась бы там навсегда, если бы не кризис кинемотографа середины 90-х, который привел меня к куклам. Кризис прошел, а с куклами я расстаться уже не смогла. Начинала с кукол фарфоровых, а с 2003 года увлеклась современными материалами- полимерными пластиками. Много работала в направлении шарнирной подвижной куклы. У меня есть собственная технология внедрения волос в головку куклы. Ира Дейнеко.
Я много лет проработала на к/с «Ленфильм» и осталась бы там навсегда, если бы не кризис кинемотографа середины 90-х, который привел меня к куклам. Кризис прошел, а с куклами я расстаться уже не смогла. Начинала с кукол фарфоровых, а с 2003 года увлеклась современными материалами- полимерными пластиками. Много работала в направлении шарнирной подвижной куклы. У меня есть собственная технология внедрения волос в головку куклы. Ира Дейнеко.
Страничка Ирины Дейнеко в ЖЖ: http://ira-deineko.livejournal.com/
Мастер-класс Ирины Дейнеко:
Каркас для куклы и тело из теплоленты.
Каркас для куклы и тело из теплоленты.
Сразу хочу отметить, что вариантов каркаса существует не меньше, чем кукольников. Я сама каждый раз делаю немного иначе. Есть правила, от которых отступать не стоит. Но в целом, советую выбирать для себя более удобные варианты именно для вас, дорабатывать, экспериментировать.
Готовим каркас для стоящей куклы высотой примерно 55 см.
Начало работы над каркасом - это схема в натуральную величину, сделанная на основе уже готовой головки куклы. Схема делается в фас и профиль. Рисунок в профиль может быть более свободным. Здесь нужно учесть позу куклы, определить опорную ногу.
Каркас я делаю на рабочей подставке, имеющий большое количество просверленных отверстий.
1. Итак, первое действие.
На фотографии дуга из очень толстой (4мм) алюминиевой проволоки, найденной на строительной помойке. Концы проволоки воткнуты в выбранные мной отверстия в подставке. Верхняя точка дуги = линия талии. На дуге маркером отмечаю колени, линию роста ног. От этой лини делаю небольшой изгиб, он поможет в дальнейшем формировать попу. Ножкам тоже придаю желаемый изгиб.
2. Начинаю обмотку ног. Здесь вариантов сколько угодно. Идет в ход все, что есть под рукой, что не жалко: веревка, толстые вязальные нитки, дешевые тесемки, мой любимый бинт. Мотаем плотно. Готовую обмотку основательно ПВАшим.
На фотографии дуга из очень толстой (4мм) алюминиевой проволоки, найденной на строительной помойке. Концы проволоки воткнуты в выбранные мной отверстия в подставке. Верхняя точка дуги = линия талии. На дуге маркером отмечаю колени, линию роста ног. От этой лини делаю небольшой изгиб, он поможет в дальнейшем формировать попу. Ножкам тоже придаю желаемый изгиб.
2. Начинаю обмотку ног. Здесь вариантов сколько угодно. Идет в ход все, что есть под рукой, что не жалко: веревка, толстые вязальные нитки, дешевые тесемки, мой любимый бинт. Мотаем плотно. Готовую обмотку основательно ПВАшим.
3. Прямо на рабочей подставке начинаем лепить ноги.
4. Дальше в ход идет медная проволока. Из неё формируем позвоночник. Отмеряем длину от талии до середины головы + длина от талии до места плечевого пояса по схеме + пара сантиметров на два витка, для крепления этого нашего позвоночника к дуге.
Для жесткости позвоночника я люблю использовать оплетку от многожильного провода. На фото она черного цвета, её длинна от талии до плечевого пояса. Позвоночник обматываю изолентой.
Для жесткости позвоночника я люблю использовать оплетку от многожильного провода. На фото она черного цвета, её длинна от талии до плечевого пояса. Позвоночник обматываю изолентой.
5. Из вязальной проволоки начинаю формировать попу.
Здесь потихоньку уже можно наращивать бедра моей любимой теплолентой от слепленной части ног до попы. Если ноги из обжигаемого пластика, их нужно обжечь до начала применения теплоленты (она духовки не переносит!)
6. Для рук использую медную проволоку. К позвоночнику крепиться изолентой. Маркером помечаю линию локтевого сгиба.
Вязальной проволокой укрепляю плечевой пояс и ручки от локтя к плечу, плотно обматываю вязальную вокруг медной.
Из более толстой вязальной проволоки формирую грудную клетку.
7. Фольгой наращиваю массу: грудь, попу, лопатки. Ручки от локтя до плеча обматываю бинтом. При желании тельце поверх фольги тоже можно подравнять бинтом.
По бинту проходим ПВА. Тельце можно более жидким слоем, а ручкам следует придать жесткость, поэтому ПВА не жалеем.
Терпеливо ждем, когда ПВА высохнет........
8. После высыхания ПВА можно браться за теплоленту. Сначала методом аппликации наращиваю из неё выпуклости: попка, грудь, лопатки, животик. Дальше начинам плотно обматывать тельце теплолентой.
Если образуются складочки, они отлично срезаются ножницами или канцелярским ножом.
Для выравнивания можно воспользоваться горячими щипцами, утюжком и др. горячими предметами. Я редко к этому прибегаю, т.к. при хорошем натяжении лента ложится достаточно гладко.
Когда тельце готово, примеряем кисти рук, отмечаем маркером. Чтобы не мусолить лишний раз кисти, я на их место одеваю обычные бутылочные пробки. Теперь можно заняться участком руки от кисти до локтя.
Сначала- бинт, ПВАшим, высушиваем, теплолента.
Вот собственно и все. Тельце готово. Можно приступать к одеванию.
Примечания:
1. При работе с каркасом подставка используется рабочая. В окончательном варианте Ира куклу вклеивает на Поксипол.
2. Ира использует в каркасе медную проволоку в изоляции, толстую алюминиевую ( из нее самая первая дуга для ног, которая вставляется в подставку) и так называемую вязальную проволоку разного сечения (на канадской написано - гальванизированное железо).
3. Теплолента – мягкая лента с одной клейкой стороной, которая используется для утепления окон. Сезонный товар в строительных и хозтоварных магазинах.
А вот еще один МК по созданию каркаса
Хочу поделиться с вами одним из способов изготовления каркаса для куклы. Это не единственный способ создания каркаса, возможно, далеко не самый правильный. Но в данное время я часто пользуюсь этим вариантом и он меня устраивает.
Это мой первый мастер класс, если что-то непонятно, с удовольствием отвечу на вопросы или внесу дополнения.
Необходимые инструменты и материалы:
Плоскогубцы
Изолента
Проволока вязальная 1.2 мм сечением
Линейка
Голова куклы или ее предполагаемая высота
На фото вы видите еще флористическую ленту, нитки, туалетную бумагу. Эти материалы пригодятся нам несколько позже.
Прежде чем начать работу над каркасом куклы, я продумываю образ, леплю голову и ручки. Имея в наличии готовую кукольную головку, могу определить высоту куколки. В данном случае высота головки 5 см, предполагаемая высота куклы – около 40 см.Можно начать работу с каркаса, а голову лепить позже. Мне проще определять размеры тела куклы в зависимости от размеров головы, а не наоборот.
Для создания каркаса необходимо знать некоторые пропорции человеческого тела.
Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7 до 1:8,
половина роста дает точку лонного сочленения таза,
ширина плеч равна двум высотам головы (или три ширины),
длина руки – 3 высоты головы,
локоть на уровне талии,
размер бедра приблизительно равен размеру голени и составляет около 2 высот головы.
Ширина таза у женщины приблизительно равна ширине плеч.
Этими соотношениями я буду руководствоваться при изготовлении каркаса куклы.
В первую очередь я подготовлю несколько отрезков проволоки длиной от 50 см до метра.
1. Берем 2 отрезка проволоки приблизительно одинаковой длины (80-100 см), сгибаем их пополам, получаем 2 отрезка проволоки со сгибом вверху и 4 хвостика внизу. Формируем шею, для этого отступим 3-5 см от сгиба проволоки (высоту определим с учетом того, что часть проволоки войдет в голову куклы) и согнем хвостики перпендикулярно шее по 2 с каждой стороны. Получили перевернутую букву Т с дли-и-инной верхней (у нас нижней) перекладиной. Формируем плечи. Для этого сгибаем хвостики проволоки с обеих сторон вниз, отступив от «шеи» с обеих сторон на расстояние, чуть большее ширины головы. Создаем талию. Все хвосты перекручиваем между собой на уровне талии (около 2 высот головы сверху от подбородка куклы до талии).
Далее таз. Проволочные хвосты разводим в стороны на ширину плеч, опускаем вниз. Результат можно увидеть на следующей фотографии слева.
Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.
2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом. Смотрим фото ниже (слева).
Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря, термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна относительно другой.Смотрим на фото слева.
3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам, формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон. Получились «ручки». На фото выше справа.
Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на фото:
4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки (50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру, показанную на фото (слева).
Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе талии. Смотрим фото.
Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы. Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото концы проволоки еще не зафиксированы.
Вот что мы имеем на данном этапе:
В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при формировании ягодиц.
Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.
Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.
Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.
А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.
Далее начинается работа по формированию тела куклы. Я покажу свой способ в отдельном мастер классе.
Спасибо за внимание.
Жаль, но МК по костюмам я найти не смогла...)))), а нашла небольшой МК по лепке лица - может кому пригодиться!
Создание головы куклы из пластика. Замечательный МК.
Вторник, 19 Февраля 2013 г. 11:36 (ссылка)
Создание головы куклы из пластика. Замечательный МК.
В этом уроке, Линда Macario, итальянская кукла BJD-мейкера, показывает нам, как лепить BJD голову и применять лицом вверх.
Материалы
Нарисуйте лицо и создать основной
Нарисуйте спереди и сбоку головы куклы в полном масштабе (1:1).
На отдельном листе бумаги, нарисуйте очертания спереди и сбоку, но 5 мм меньше, чем оригинальные рисунки. Затем вырежьте их.
Разрежьте куб из полистирола и проследить за голову фигуры на ней. Тогда сократить избыток полистирола и уточнения блока, чтобы получить голову ядро.
Лепить лица
Накройте полистирола основных слоем Ladoll глины (толщиной 5 мм). Пусть покрыты основные сухой.После высыхания, нарисовать центре вертикальной линии и горизонтальной линии глаз.
Нарисовать черты лица на голове, после оригинального дизайна.
Добавить глины для глаз, бровей, носа, рта и щек.
Не забудьте взглянуть на вашу голову со всех точек зрения, пока вы находитесь скульптуры. Это очень важно для конечного результата.
Добавьте информацию в лицо, формирование глаза, ноздри и губы. Глазных яблок утоплены по отношению к веках.
Лепить веках и уточнить нос и рот.
Модель Все данные с осторожностью, сохраняя баланс и пропорции.
Добавить глины, где это необходимо (здесь я добавил некоторые в лоб.) Удалите излишки. Пусть глина сухая.
Нарисуйте уши в правильном положении на сухой глины. Уши должны быть расположены между углом глаза и угла рта.
Создайте небольшую уха с глиной.
Смочить глины на голову, где уха пойдет. Затем поместите ухо на голову.
Добавить внешнюю раза уха.
Добавить внутренней раза ухо, как маленький буквой С. Затем создаем самые глубокие точки, нажав их с скульптурой инструмент. Ухом делается. (Оформление уши требует много практики. Не расстраивайтесь, если это не очень хорошо с первого раза.)
Повторите процедуру для другого уха. Будьте уверены, чтобы расположить уши на той же высоте.
Еще раз осмотрите голову под разными углами и проверить детали.
Пусть голова полностью высохнуть.
Создать глаз Отверстия
Трассировка линии вокруг верхней части головы, прямо за уши. Нарисуйте стрелки в верхней точке центра головы.
Отрежьте голову вдоль линии.
Сделайте отверстия, через центр глаза. Когда вы смотрите в голове, вы можете увидеть расположение глаз.
Следуйте мерам предосторожности для использования Dremel, такие как ношение глаз защиты и защитные перчатки.
С помощью Dremel внутри головы, тщательно растереть из глазниц.
Это глазниц.
Свести двух одинаковых шаров из глины и втиснуть их в глазницы. Затем нажмите на кнопку в глаза в глину.
С фронта, использовать скульптуры инструментов, чтобы удалить лишнюю глину. Затем поместите глазами, как вы хотите их.
Вот лицо после того, как глаза были расположены.
Закрепите глаза на месте, добавив немного глины на глаза в голове.
Создать глава Articulation
Вырежьте круглое отверстие, где голова соединяется с шеей.
Добавьте немного глины, чтобы отверстие.
Аккуратно нажмите на шее мяч в глину, чтобы создать совместное голову розетки.
Возврата в передней и задней части головы с некоторыми глины. Тогда пусть это воздушно-сухой полностью.
Пальто глава
С тонкой наждачной бумаги, гладкой головой. Затем протрите
поверхность влажной тканью.
Смешать цветные краски и добавить немного воды, чтобы получить покрытие тон кожи.
Добавить пасту моделирования и мела базу, чтобы получить покрытие до кремообразной консистенции.
Краска голову с 4 слоями покрытия.
Очистите глаза. Ваша голова готов к покраске.
Создать Упругие Hook
Создаем отверстие для резинки в голову совместных розетки.
Сделайте два отверстия и паз на верхней центральной части головы.
Создать крючок с проводом.
Вставьте крюк в голову совместное гнездо так оно выходит передние отверстия.
Согнуть длинную часть крючок так он сидит в канавке и идет вниз по другой дыре.
Отрегулируйте поворотах так что вы все еще можете увидеть крючок, как это.
Крышка с немного глины.
Краска глава
Подготовка определенный цвет покрасить голову.
Используйте очень разбавлять акриловые краски и применять их в состав губкой.
Нанесите тонкий слой краски на круг областей. (Не рисовать эти линии на лице.)
С карандашом проведите две линии для бровей.
Добавить цвет губ.
С 00 кисти, краски ресницы, брови и тонкие линии на губах.
|
Как лепить лицо.Фото- МК
МК от Миненко Виктории -
Комментариев нет:
Отправить комментарий